Обучение или воспитание? На что в своей работе должен больше внимания обращать педагог? Да и должен ли? Попытаемся порассуждать.
В каждой образовательной организации (школе) есть заместитель директора по воспитательной работе. А это значит, что должна быть и воспитательная работа. Кроме того, у каждого классного руководителя есть «план воспитательной работы», где не только фиксируется участие в общеклассных и общешкольных мероприятиях. Составляется план на учебный год, т.е. педагог планирует заранее, что он будет воспитывать у обучающихся, будь то толерантное отношение, гуманность, положительное отношение к здоровому образу жизни или нравственность и духовность. Казалось бы, можно закончить рассуждения, но..
— а если ты не классный руководитель, а только учитель математики (русского, английского, географии);
— а если в школьной жизни, в том числе на уроке, возникают ситуации, которые не подходят под запланированную воспитательную работу;
— а что же тогда остается на долю родителя, если все аспекты воспитания забрала школа?
На самом деле, невозможно отделить одно от другого: обучение от воспитания так же, как невозможно воспитание доверительных детско-родительских отношений отделить непосредственно от самой семьи или воспитание бесконфликтного общения отделить от взаимоотношений в классе. Педагог, учитель априори является воспитателем. Помните эти известные фразы: «Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры» ( Жозеф Жубер) или «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь» (Аристотель)? О чем это, как не об учителе и воспитании.
Вы приходите в школу — это уже воспитание. Внешний вид, аккуратность, обращение к гардеробщику, охраннику, коллегам, ученикам — уже воспитание. Дети подсознательно «срисовывают» с педагога, особенно с любимого педагога, его поведение, отношение к другим, манеру общения. Не стоит рассказывать ученикам о вреде курения, если вы сами курите. Просто не нужно и все. Не стоит говорить о внешнем виде, если сами относитесь к официальной одежде педагога с насмешкой, лучше промолчите. Воспитывайте те моменты, в которых сильны сами и пожнете уважение детей и родителей:
- сложная ситуация во время урока — непонимание, конфликт, обиды, слезы, оскорбления? Будьте искренни. Скажите, что вы чувствуете в этот момент, какой вы видите выход из ситуации, что планируете делать. Если ученики старшего возраста, предложите им высказать свое мнение;
- некоторые родители считают, что воспитывать должна только школа (к счастью далеко не все)? Соглашайтесь. Да, некоторые воспитательные моменты возможны только в школе, в детском коллективе, но школа не сможет воспитать уважительное отношение к родителям, старшему поколению в семье, даже если очень будет стараться. Поэтому попросите поддержки и помощи у родителей;
- вы всего лишь педагог, и на вас нет классного руководства, поэтому планы воспитательной работы вам не к чему? Да, план писать не нужно. Но с детьми нужно разговаривать, поправлять, делать негрубые замечания, обсуждать, предлагать, выслушивать… А это и есть воспитание!
Обучение или воспитание? Одно без другого невозможно!
Заведующий Центром психолого-педагогической помощи
несовершеннолетним
МАУ ДО СР «Центр «Созвездие»
им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»,
педагог-психолог Сухнева О.С.