Аттестация педагогов

Аттестация педагогических работников за 2021-2022 учебный год

Целью аттестации педагогов является стимулирование роста квалификации и профессионализма педагогического труда, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. В соответствии с целью, основной задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

В соответствии с действующим Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций, аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой и высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Задачами аттестации являются:

  • стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современными педагогических технологий;
  • повышения эффективности и качества педагогического труда;
  • выявления перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
  • учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных организаций;
  • определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
  • обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

На данный момент в образовательных организациях Советского района работает 998 человек, среди них 85 руководителей и заместителей руководителей и 913 педагогических работников. Среди них 29 (34,1%) руководителей и 396 (43,4%) пед. работников в дошкольных образовательных организациях (далее – ДОО); 51 (59,3%) и 478 (52,4%) соответственно – в общеобразовательных организациях (далее – ОО); 5 (5,8%) и 39 (4,3%) – в организациях дополнительного образования (далее – ДОП).

Экспертизу педагогической деятельности педагогов, аттестующихся на первую и высшую квалификационные категории, осуществляют сертифицированные педагоги-эксперты. В 2021-2022 году в Советском районе экспертизу проводили 15 педагогов-экспертов, утвержденных приказом АУ ДПО ХМАО-Югры «Институт развития образования» от 23.08.2021г. №246-о (СОШ 1 – 2, СОШ 4 – 5; Алябьевская СОШ – 1; СОВПК – 1; ДШИ – 1; МКУ Центр МТиМО – 1; МАДОУ д/с Аленка, Радуга, Улыбка, Чебурашка по 1). В 2020-2021  экспертизу осуществляли 16 экспертов. В 2019-2020 году – 19.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от  07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников, организаций, осуществляющих образовательную деятельность», проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Аттестация на соответствие занимаемой должности является обязательной и проводится не в письменной форме. Форму аттестации устанавливает образовательная организация самостоятельно. Всего на соответствие занимаемое должности аттестовано 146 (16%) педагогов и 70 (82,4%) руководителей из образовательных организаций Советского района

Всего в образовательных организациях Советского района квалификационные категории имеет 627 (68,7%) педагогических работников, в том числе 379 (41,5%) педагогов имеют высшую квалификационную категорию, первую квалификационную категорию – 248 (27,2%). Не имеют квалификационной категории и не аттестовались на соответствие занимаемой должности 140 педагогов (15,3%) (рис.1). Среди руководителей общеобразовательных организаций по педагогической должности аттестовано 33 (38,8%) человека, среди них 27 (31,8%) на высшую квалификационную категорию и 6 (7,1%) на первую

В общем в общеобразовательных организациях Советского района на соответствие занимаемой должности аттестовано – 68 (14,2% от общего кол-ва пед. работников в ОО) педагогов. Высшая категория присвоена – 219 педагогам (45,8%); первая – 127 (26,6%). Не имеют квалификационной категории и не аттестовались на соответствие занимаемой должности – 64 (13,4%) (рис. 2, таблица 1).

Таблица 1.Количество аттестованных педагогов Советского района в разрезе ОО

ОО Высшая категория Первая категория Соответствие

 

Не имеют категории и соответствия
1 МБОУ СОШ №1 (72 пед. работника) 32 26 4 10
2 МБОУ СОШ №2 (74) 32 22 9 11
3 МБОУ гимназия (78) 42 16 4 16
4 МБОУ СОШ №4 (64) 36 6 14 8
5 МБОУ СОШ п. Агириш (17) 2 5 9 1
6 МБОУ Алябьевская СОШ (34) 14 6 8 6
7 МБОУ СОШ п. Зеленоборск (31) 11 13 1 6
8 МБОУ СОШ п. Коммунистический (19) 9 7 2 1
9 МБОУ СОШ п. Малиновский (26) 12 12 1 1
10 МБОУ СОШ п. Пионерский (46) 23 10 9 4
11 МБОУ СОШ п. Таежный (17) 6 4 7 0

Всего в дошкольных образовательных организациях Советского района на соответствие занимаемой должности аттестовано 67 педагогов (17% от общ.числа пед. работников ДОО). Высшую категорию имеют 153 педагогов (38,6%); первую категорию — 118 (29,8%); не имеют категории не аттестовались на соответствие занимаемой должности 58 (14,6%) педагогических работника (рис. 3, таблица 2).

 

Таблица 2.Количество аттестованных педагогов Советского района в разрезе ДОО

ДОО Высшая категория Первая категория Соответствие

 

Не имеют категории
1 МАДОУ д/с «Алёнка» (36 пед. работников) 13 12 4 7
2 МАДОУ д/с «Дюймовочка» (52) 18 10 13 11
3 МАДОУ д/с «Малышок» (25) 13 7 3 2
4 МАДОУ д/с «Радуга» (55) 26 12 12 5
5 МАДОУ д/с «Родничок» (26) 14 5 3 4
6 МАДОУ д/с «Ромашка» (90) 45 27 2 16
7 МАДОУ д/с «Росинка» (34) 9 5 15 5
8 МАДОУ д/с «Тополёк» (20) 13 2 4 1
9 МАДОУ д/с «Улыбка» (40) 9 14 11 6
10 МАДОУ д/с «Чебурашка» (18) 7 10 0 1

 Среди работников ДОП Советского района всего на соответствие занимаемой должности аттестовано 11 педагогов (28,2% от общего кол-ва пед. работников в ДОП). На высшую категорию аттестовано 7 педагогов (17,9%); на первую категорию – 3 (7,7%); не имеют категории и не аттестовались на соответствие занимаемой должности 18 (45,2%) педагогических работников (рис.4, табл. 3).

Таблица 3.Количество аттестованных педагогов Советского района в разрезе ДОП 

ДОП Высшая категория Первая категория Соответствие Не имеют категории
1 Созвездие (36 пед. работников) 7 1 11 17
2 МУК (3 пед. работника) 0 2 0 1

Таблица 4. Информация об итогах аттестации педагогических работников (дошкольные образовательные организации) 

№ п/п Наименование должности Общее количество Работают без квал. категории и соответствия Имеют квалификационную категорию
высшая категория 1 квал. категория

 

соответствие

 

Всего
1. Воспитатель 284 44 101 85 54 240
2. Педагог-психолог 15 2 6 7 0 13
3. Учитель-логопед 33 1 18 11 3 32
4. Социальный педагог 4 0 0 2 2 4
5. Музыкальный руководитель 24 4 10 7 3 20
6. Инструктор по физической культуре 24 4 13 3 4 20
7. Старший воспитатель 6 0 5 1 0 6
8. Другие педагогические работники 6 3 0 2 1 3
Всего: 396 58 153 118 67 338

 Таблица 5. Информация об итогах аттестации педагогических работников (общеобразовательные организации) 

№ п/п Наименование должности Общее количество Работают без квал. категории и соответствия Имеют квалификационную категорию
высшая категория 1 квал. категория

 

соответствие

 

Всего
1. Учитель 1-4 классов 122 18 59 30 15 104
2. Учитель 5-11 классов 278 29 141 71 37 249
3. Педагог-психолог 18 2 5 8 3 16
4. Учитель-логопед 13 2 5 3 3 11
5. Социальный педагог 12 4 2 4 2 8
6. Преподаватель-организатор ОБЖ 8 0 4 2 2 8
7. Педагог дополнительного образования (педагог-организатор) 18 4 3 8 3 14
8. Другие педагогические работники 9 5 0 1 3 4
Всего: 478 64 219 127 68 414

Таблица 6. Информация об итогах аттестации педагогических работников (МБОУ ДОД СРЦРТДиЮ «Созвездие») 

№ п/п Наименование должности Общее количество Работают без квал. категории и соответствия Имеют квалификационную категорию
высшая категория 1 квал. категория

 

соответствие

 

Всего
1. Педагог дополнительного образования 17 6 5 0 6 11
2. Педагог-организатор 8 4 0 0 4 4
3. Педагог-психолог 3 0 2 1 0 3
4. Методист 5 4 0 0 1 1
5. Другие педагогические работники 3 3 0 0 0 0
Всего: 36 17 7 1 11 19

 Таблица 7. Информация об итогах аттестации педагогических работников (межшкольный учебный комбинат) 

№ п/п Наименование должности Общее количество Работают без квал. категории и соответствия Имеют квалификационную категорию
высшая категория 1 квал. категория

 

соответствие

 

Всего
1. Учитель (преподаватель) 0 0 0 0 0 0
2. Мастер производственного

обучения

0 0 0 0 0 0
3. Педагог дополнительного образования 3 1 0 2 0 2
4. Другие педагогические работники 0 0 0 0 0 0
Всего: 3 1 0 2 0 3

Всего за 2021-2022 год аттестационные процедуры проходили 168 (18,4% от общего числа пед. работников) педагогических работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования администрации Советского района. В 2020 -2021 процедуру аттестации проходили 106 педагогов. В 2019-2020 году – 188.

На первую квалификационную категорию в 2021-2022 году было аттестовано 57 (6,2%) педагогических работников; в 2020-2021 – 49; в 2019-2020 году – 73.

На высшую квалификационную категорию в 2021-2022 году аттестационные процедуры прошли 111 (12,2%) педагог; в 2020-2021 – 57; в 2019-2020 году – 115.

На соответствие занимаемой должности в 2021-2022 году аттестационные процедуры прошли 51 (5,6%) педагог; в 2020-2021 – 59; в 2019-2020 году – 62.

Согласно приказу Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 24.05.2016 г. № 828 «Об аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры»,  педагоги  не прошедшие процедуру аттестации  имеют право подать заявление повторно спустя год со дня принятия решения Аттестационной комиссией. Педагоги, которые не смогли пройти аттестацию на высшую квалификационную категорию, имеют право подать заявление на первую квалификационную категорию с этим же пакетом аттестационных материалов.

В течение 2021-2022 года 2 педагога признаны не соответствующими заявленной квалификационной категории (1 первой, 1 высшей). Педагог, не прошедший процедуру аттестации на высшую квалификационную категорию, отправил материалы на присвоение первой квалификационной категории, в результате чего ему была присвоена первая квалификационная категория.

Педагог, которому по решению Аттестационной комиссии было отказано в присвоении первой квалификационной категории не стал подавать апелляционную жалобу и имеет возможность пройти аттестацию повторно ровно через год с момента принятия решения Аттестационной комиссией.

Ежемесячно, проводится работа по обновлению базы данных аттестованных и аттестующихся педагогов (в соответствии с приказами ДОиМП ХМАО-Югры). В декабре в соответствии с контрольными списками полностью обновлена муниципальная база по аттестации. Ежедневно проводится работа по отслеживанию заявлений педагогов Советского района на аттестационном портале педагогов ХМАО-Югры, направление экспертных заключений в образовательные учреждения.

В сентябре месяце посредством ZOOM проведен семинар по теме: «Региональная модель аттестации на квалификационные категории». Запись семинара направлена во все учреждения.

В сентябре месяце осуществлен запрос по педагогам, планирующим прохождение процедуры аттестации в 2021-2022 учебном году, по полученным данным разработана база педагогов, осуществляется контроль за результатами аттестации.

В течение учебного года ведется работа по разработанному плану методического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников Советского района, включающему методический семинар, групповые и индивидуальные консультации. Методический семинар содержит информацию о  нормативно-правовой базе аттестации педагогов ХМАО-Югры, организации работы по сопровождению аттестации на муниципальном уровне, регламенту аттестации, срокам приема документов, организации экспертизы и т.д.

За 2021-2022 учебный год проведено 112 консультаций по вопросам аттестации. Наиболее распространенные запросы это разбор результатов аттестации, разъяснение пунктов дополнительного соглашения (продление оплаты труда для некоторых категорий педагогов), продление сроков действия категорий, разъяснение заполнения некоторых пунктов отчета, проверка пакета документов для подачи на аттестацию, технические аспекты работы на аттестационном портале и др.

В мае 2021 года пройдено обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Технология проведения экспертизы в образовании: проекты, программы, результаты педагогической деятельности». Получено удостоверение. Поданы документы на сертификацию в качестве регионального эксперта по аттестации. С сентября осуществляется экспертиза материалов педагогов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

В 2021-2022 учебном году проведено 17 экспертиз материалов педагогов (11 учителей-логопедов, 4 педагога-психолога, 1 педагог-организатор, 1 воспитатель). Из них 9 на первую квалификационную категорию, все на общих основаниях (1 педагог не прошел эспертизу, подана апелляция, по которой принято отрицательное решение); 8 – на высшую, 6 на общих основаниях, 2 по упрощенной схеме. В июне месяце проведен анализ работы эксперта за учебный год, результаты направлены в АУ ДПО ИРО. Также результаты анализа планируется использовать в методической работе (разбор ошибок на семинаре, при консультировании). Поданы документы на осуществление экспертной деятельности в 2022-2023 учебном году.

При анализе работы по сопровождению аттестации педагогов в 2021-2021 году были выявлены следующие  проблемы:

  1. Недостаточный уровень вовлеченности педагогов, планирующих прохождение процедуры аттестации, в мероприятия различного уровня.
  2. Низкое количество педагогов, проходящих процедуру аттестации в ряде организаций.
  3. Низкий уровень вовлеченности молодых педагогов в прохождение процедуры аттестации.
  4. Систематические отрицательные результаты прохождения аттестации в ряде организаций.

Выводы и предложения по направлению аттестация:

 Проанализировать муниципальную базу данных по аттестации с целью выявления педагогов, готовящихся к прохождению процедуры аттестации в следующие 2 года. Организовать работу с данной категорией педагогов (привлекать к мероприятиям, участию в семинарах, проводить индивидуальные консультации).

  1. Проанализировать муниципальную базу данных по аттестации с целью выявления молодых педагогов, имеющих достаточный опыт работы для прохождения процедуры аттестации.
  2. Разработать план работы с молодыми педагогами для содействия успешному прохождению процедуры аттестации в 2022-2023 учебном году.
  3. Продолжать работу по организации и проведению адресных консультаций для педагогов, планирующих аттестацию на первую (высшую) квалификационную категорию.
  4. Продолжать работу по организации и проведению семинаров по разъяснению форм, механизмов аттестации на первую (высшую) квалификационную категорию, по написанию отчета о самообследовании и решению профессиональных задач.
  5. Запросить с образовательных учреждений список педагогов, планирующих прохождение процедуры аттестации в 2022-2023 учебном году (сентябрь 2022 года). Запланировать работу по осуществлению контроля за прохождением процедуры аттестации в соответствии со списком (проверка пакета документов, работа на аттестационном портале ХМАО-Югры, консультации).
  6. Продолжать осуществлять контроль за заявлениями педагогов Советского района на аттестационном портале ХМАО-Югры.
  7. Осуществлять экспертизу педагогической деятельности педагогов, аттестующихся на первую и высшую квалификационные категории, как сертифицированный педагог-эксперт.
  8. Оказать методическую помощь специалистам организаций, имеющих стабильно низкие результаты аттестации.
  9. Организовать работу по наполнению индивидуальных портфолио педагогов, которые соответствовали бы критериям аттестационных материалов.

 

Архив 2018-2019 учебный год