Основным моментом педагогической деятельности, несомненно, является урок. Именно в процессе урока концентрируется вся деятельность и весь опыт педагога. Ценность урока — его результат, степень усвоения материала учениками. Конечно, не все уроки одинаковы, какой то направлен на ознакомление с новой темой, другой — на подведение итогов либо повторение пройденного. Не стоит ждать одинаковых практических и эмоциональных результатов. Не всегда класс работает в едином темпе и не всегда сам педагог получает эмоциональное удовлетворение от проведенного урока, даже если подготовка к нему была длительной и качественной.
Рассмотрим, от чего зависит успешность педагогической деятельности.
- Выполнение поставленных цели и задач. При подготовке любого вида педагогической деятельности, будь то урок, родительское собрание, классный час, педагогом должны быть поставлены цель и задачи. Что я хочу и как я этого добьюсь. Задачи могут быть самыми простыми, может не всегда прописанными (хотя молодому педагогу их лучше прописать), но абсолютно реальными. Например:
- довести до родителей информацию о….
-
познакомить обучающихся с особенностями …
-
нарисовать общий плакат на тему….
Если задачи выполнены — ваше мероприятие для вас успешно. Если выполнены и не чувствуете удовлетворения — вы поставили не те задачи. Если задачи не удалось выполнить – вы не верно спланировали мероприятие.
- Активность и заинтересованность обучающихся (педагогов, родителей) в момент работы с ними. Интересно ли им то, что вы делаете, можете ли вы подключить максимальное количество участников в деятельность- обсуждение, выполнение задания. Часто ли вы получаете обратную связь — вопросы, ответы, возможно возражения в соответствии с обсуждаемой или изучаемой темой.
- Эмоциональное состояние — как ваше, так и других участников образовательного процесса. Едино ли оно для большинства, чувствуете ли вы удовлетворение уже в процессе работы. Позитивно ли решаются вопросы дисциплины (а они, несомненно, возникают).
- Получили ли вы рефлексию от других участников образовательного процесса, пусть иногда и отсроченную? Например, подобные фразы так же могут являться рефлексивными:
- сегодня мне стало понятно, что….
-
после этого объяснения я знаю, что нужно делать дальше
-
я получил для себя всю нужную информацию.
Удается ли вам самостоятельно определить положительные и отрицательные моменты?
Рассмотрев для себя все эти пункты, искренне подумав о возможных ошибках и трудностях постарайтесь проанализировать свою педагогическую деятельность, начните с любого урока либо мероприятия и закрепите у себя эту привычку!
Заведующий Центром
психолого-педагогической помощи
несовершеннолетним МАУ ДО СР
«Центр «Созвездие» им.Героя Советского
Союза Гришина И.Т.»
О.С.Сухнева