02 марта 2019 года в МБОУ СОШ №1 г. Советский прошла презентация образовательной деятельности по теме «Реализация Модели внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС».
В этот день школа принимала гостей со всего района. Волонтеры-добровольцы представили педагогически работникам Арт–выставку «Школа-глазами детей!», подготовленную обучающимися и родителями. А дальше самое интересное: внеурочные занятия: |
- «Слово «жить!»» (реализация курса «Социокультурные истоки». Категория: обучающиеся 1 «А» класса. Тимошенко М.А., учитель начальных классов.
- Бизнес — тренинг «4К» Категория: обучающиеся 10-х классов. Теребенина А.В., учитель истории и обществознания.
- Добрый урок (развитие волонтерства и добровольчества). Категория: обучающиеся 7-х классов Пейль А.Н., педагог-организатор.
- Мастер–класс «Снятие психоэмоционального состояния методом песочной терапии» Удовенко Л.В., педагог-психолог.
- Рукопашный бой (практическое занятие)Категория: обучающиеся Мельников С.А., учитель физической культуры
- Занятие клуба «Святая Русь» Категория: обучающиеся Козлов А.М., педагог дополнительного образования.
- «Театр Лопе де Вега» (фрагмент из выступления на фестивале детского творчества «Снимите шляпу»»). Категория: обучающиеся 6 «А» класса Хорева Н.Ф., классный руководитель.
- Интеллектуальная викторина «Дни воинской славы России». Категория: обучающиеся 11-х классов, родители Чуранова А.А., учитель истории и обществознания, Шистерова Н.С., учитель русского языка и литературы.
- Спортивно–логопедический праздник, посвящённый «Дню Защитника Отечества». Категория: обучающиеся ОВЗ, родители Курчатова О.Н., учитель физической культуры, Дудоладова Г.А., учитель-логопед.
- Мастер–класс «Делаем вместе!» ( декоративно – прикладное направление) Федотова Н.В., родитель.
- Рефлексия-онлайн Дидич Т.В., заместитель директора по УВР.
Программа проведения презентации образовательной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский» по теме: «Реализация модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 1 г. Советский в условиях реализации ФГОС»
Дата проведения: 02 марта 2019 года.
Место проведения: МБОУ СОШ №1 г. Советский
Время проведения: 10 00 – 14 00
Категория участников: Заместители директора по ВР; классные руководители 1-11 классов.
№
п/п |
Время проведения | Место проведения | Мероприятие/тема | Ответственный в ОО |
1. | 09.30– 10.00
|
1 этаж | Встреча гостей. Регистрация участников. | Чеботкова Т.О., руководитель МО классных руководителей |
2 этаж | Арт-выставка « Школа 21 века!» | Шистерова Н.С., руководитель МО классных руководителей | ||
2. | 10.00-10.30 | Кабинет
№28 |
Приветственное слово директора МБОУ СОШ № 1 г. Советский (визитная карточка) | Директор |
3. | Модель внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 1 г. Советский | Огребчук Т.С., заместитель директора по ВР | ||
Кафедра «Учимся жить!» | ||||
4. | 10.40- 11.10 | Кабинет №26 | «Слово «жить!»» (реализация курса «Социокультурные истоки»)
Категория: обучающиеся 1 «А» класса |
Тимошенко М.А., учитель начальных классов |
5. | 10.40- 11.10 | Кабинет №32 | Бизнес — тренинг «4К»
Категория: обучающиеся 10-х классов |
Теребенина А.В., учитель истории и обществознания |
6. | 10.40- 11.10 | 2 этаж | Добрый урок (развитие волонтерства и добровольничества)
Категория: обучающиеся 7-х классов |
Пейль А.Н., педагог-организатор |
7. | 10.40- 11.10 | Кабинет психолога |
Мастер–класс «Снятие психо-эмоционального состояния методом песочной терапии» | Удовенко Л.В., педагог-психолог |
Кафедра «Учимся узнавать!» | ||||
8. | 11.20 -11.50 | Спортивный зал | Рукопашный бой (практическое занятие)
Категория: обучающиеся |
Мельников С.А., учитель физической культуры |
9. | 11.20 -11.50 | Спортивный зал | Занятие клуба «Святая Русь»
Категория: обучающиеся. |
Козлов А.М., педагог дополнительного образования |
10. | 11.20 -11.50 | Кабинет №28 | «Театр Лопе де Вега»
(фрагмент из выступления на фестивале детского творчества «Снимите шляпу»») Категория: обучающиеся 6 «А» класса |
Хорева Н.Ф., классный руководитель |
Кафедра «Учимся сотрудничать!» | ||||
11. | 12.00-12.30 | Кабинет № 33 | Интеллектуальная викторина «Дни воинской славы России»
Категория: обучающиеся 11-х классов, родители |
Чуранова А.А., учитель истории и обществознания |
12. | 12.00-
12.30 |
Спортивный зал | Спортивно–логопедический праздник, посвящённый «Дню Защитника Отечества»
Категория: обучающиеся ОВЗ, родители |
Курчатова О.Н., учитель физической культуры,
Дудоладова Г.А., учитель-логопед |
13. | 12.00-
12.30 |
Кабинет
№25 |
Мастер–класс «Делаем вместе!»
( декоративно – прикладное направление)
|
Федотова Н.В., родитель. |
14. | 12.40-13.00 | Кабинет №28 | Рефлексия | Огребчук Т.С., заместитель директора по ВР |
15. | 13.05.-13.20 | Столовая | Обед | Шигапова О.Т., заведующая столовой |
Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а активность и инициативность, которые нужно целенаправленно, последовательно формировать с раннего возраста, поскольку именно данная черта личности может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода проблем.
Современная социально-экономическая ситуация побуждает решать проблемы повышения качества образования путем объединения ресурсов разных образовательных организаций, что позволит создать условия, обеспечивающие подготовку образованных, нравственных и предприимчивых людей. Они смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации информационного выбора, прогнозируя возможные позитивные и негативные последствия принятых решений.
Актуальность модели внеурочной деятельности нашей Школы обусловлена требованиями ФГОС и необходимостью формирования личностных универсальных ь учебных действий.
Новизна Модели внеурочной деятельности в особенностях ее организации .
( работа кафедр: ) – слайд 2
При разработке модели внеурочной деятельности учитывались три составляющие: урочная деятельность, дополнительное образование детей и внеурочная деятельность, каждая из которых имеет свою специфику при главной объединяющей характеристике: осуществляемая деятельность носит образовательный характер. В современных условиях необходимость взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей в рамках образовательного учреждения приобретает особый смысл, и рассматривается не только как перспективная тенденция, но и как условие достижения нового качества образования в решении задач развития, обучения и подготовки к жизни подрастающего поколения. Сближение и взаимодействие урочной и внеурочной деятельности ориентировано на удовлетворение образовательных потребностей детей и обеспечение многообразия индивидуальных образовательных траекторий их развития и расширение возможностей общего и предпрофессионального образования. В этих условиях целью дополнительных общеобразовательных программ становится повышение мотивации обучающихся к изучению основных общеобразовательных предметов, развитие универсальных учебных действий, общее творческое и интеллектуальное развитие детей и подростков, на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
- Формирование информационного пространства школы; создание престижного имиджа школы.
- Формирование у обучающихся активной социально-нравственной позиции, лидерских качеств и их дальнейшей социализации.
- Создание условий для профессиональной ориентации обучающихся и развитие их индивидуальных способностей
- Обеспечение условий для создания комфортной бесконфликтной среды и создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Описание модели
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя, дополнительного образования, учителя физической культуры, педагог-организатор, родительская общественность школы).
Основная идея Модели внеурочной деятельности МБОУ СОШ №1 опиралась на дополнительную активность обучающихся во внеучебное время, на новый уровень взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей с учетом назначения, содержания и особенностей организации внеурочной деятельности, анализа достижений существующей практики и осмысления новых тенденций. При этом важно было предусмотреть, чтобы дополнительное образование детей осуществлялось специально подготовленными к этой деятельности педагогами дополнительного образования, а внеурочная деятельность осуществлялась учителями – предметниками (или классными руководителями). И только в этом случае можно интегрированное образовательное пространство будет способствовать повышению мотивации к изучению основных общеобразовательных предметов, развитию универсальных учебных действий, общему творческому и интеллектуальному развитию детей и подростков, самореализации личностных возможностей, профессиональному и жизненному самоопределению обучающихся.
Реализация Модели МБОУ СОШ №1 заключается в обеспечении «проб» ученика в различных видах деятельности: в игре, общении, спорте, творчестве, науке и технике. Результатом этих проб должно стать самоопределение обучающегося в двух основных сферах – в будущей профессиональной сфере и в сфере свободного времени. Основной отличительной особенностью деятельности детей за пределами школьного урока является ее осуществление в свободное от учебных занятий время. Процесс активного участия школьников в различных видах внеучебной деятельности (познавательной, трудовой, художественной, спортивной и др.) происходит в рамках внешкольных объединений — организационно-структурных подразделений системы дополнительного образования детей (кружках, секциях, студиях, клубах, обществах и пр.).
Особенность модели внеурочной деятельности заключается в работе четырех тематических разделов — кафедр, в которых определены цели и задачи, направления и формы работы ( слайд 3)
Организация работы кафедр
Кафедра ( направление) | цели | формы |
«Учимся учиться»
( формирование личностных УУД) |
Формирование информационно — коммуникативных способностей обучающихся.
( пресс-центр) |
Статьи, интервью, выпуск листовок, брошюры, газеты, заметки и т.д. |
«Учимся узнавать «
( формирование личностных УУД) Духовно-нравственное |
Формирование у обучающихся активной социально-нравственной позиции, лидерских качеств и их дальнейшей социализации.
Развитие волонтерства, детского самоуправления, лидерского движения |
Заседания, сборы, конференции, (волонтерство) |
«Учимся сотрудничать»
( формирование личностных УУД) — художественно-эстетическое |
Создание условий для развития коммуникативных и творческих способностей. | Занятия, выставки, конкурсы, конференции, диспуты, круглые столы |
« Учимся жить!»
( формирование личностных УУД) Спортивно-оздоровительное, экологическое |
Обеспечение условий для создания комфортной бесконфликтной среды и
формирования ценности здоровья у обучающихся. |
походы, экскурсии, встречи, круглые столы, исследования, соревнования и т.д. |
Работа Кафедр обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся и направлена на формирование личностного, профессионального, жизненного самоопределения.
Риски, трудности и проблемы в реализации модели
Среди основных факторов, способных повлиять на результаты апробации модели организации внеурочной деятельности можно выделить следующие:
Фактор риска | Возможные пути разрешения |
отсутствие достаточного финансирования | привлечение средств из дополнительного фонда |
отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов | привлечение специалистов дополнительного образования, СДЮСШОР итд |
дефицит учебно-методических пособий | Использование ресурсов Интернет-пространства |
недостаточная методическая подготовка педагогов – (организаторов.) | проведение методических занятий, участие в Интернет-форумах ФГОС, прохождение курсовой подготовки, в т.ч. дистанционно |
Недостаточно свободных помещений. | Использование помещений учреждений ДО, |
Предполагаемые результаты
В ходе реализации внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:
- развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- приобретение обучающимся социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о видах профессиональной деятельности и тд.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; формирование позитивных отношений обучающегося к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура, профессия итд), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- воспитание уважительного отношения к своей школе, городу, стране;
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся;
- улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
- увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
- воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
В конце прошлого учебного года в нашей школе был проведён мониторинг сформированности универсальных учебных действий у обучающихся 5-х – 10-х классов.
СЛАЙД 1.
Так, на гистограмме видно, что большинство обучающихся (более 83%) нашей школы воспринимают психологический климат своего класса как благоприятный.
СЛАЙД 2.
На следующем слайде представлены ценностные приоритеты обучающихся.
Можно сделать вывод, что приоритетными являются следующие ценности:
- здоровье
- счастливая семейная жизнь
- наличие хороших и верных друзей
- учёба в школе, образование
Результаты мониторинга сформированности универсальных учебных действий указывают на эффективность используемой нами модели внеурочной деятельности.
Инструкция…
ФИО педагога проводившего урочное мероприятие_______________________________________
Экспертный лист оценивания урочного мероприятия
№ п/п | Критерии и показатели | Макс. балл | Оценка эксперта |
1. | Организационная культура (постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов, наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий, установление правил и процедур совместной работы на уроке) | 5 | |
2. | Новизна/актуальность подходов (использование новых подходов, оригинальность) | 5 | |
3. | Методическое мастерство (разнообразие методов и приемов, разнообразие форм работы с информацией, соответствие методов и приемов целеполаганию) | 5 | |
4. | Информационная и языковая грамотность(корректность учебного содержания и использования научного языка, доступность изложения, навыки ИКТ, языковая культура) | 5 | |
5. | Эффективная коммуникация (организация взаимодействия и сотрудничество обучающихся между собой, с учителем и с различными источниками информации) | 5 | |
6. | Результативность (достижение личностных, предметных, метапредметных результатов, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность) | 5 | |
7. | Рефлексия и самооценка (осознание своей деятельности, понимание достижений и проблем, умение оценить проведенный урок, провести критический анализ) | 5 | |
8. | Итоговый балл | 35 |
ФИО педагога проводившего внеурочное мероприятие_______________________________________
Экспертный лист оценивания внеурочного мероприятия, занятия и др.
№ п/п | Критерии и показатели | Макс. балл | Оценка эксперта |
1. | Организационная культура (постановка и понимание целей, задач и ожидаемых результатов, наличие инструкций и пояснений для выполнения заданий, установление правил и процедур совместной работы на мероприятии) | 5 | |
2. | Общее состояние внеурочной деятельности/занятия (включенность обучающихся в систему внеурочной деятельности/занятия, ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности/занятия обучающихся) | 5 | |
3. | Форма проведения внеурочной деятельности/занятия (использование активных форм проведения занятия (практикум, кружок, экскурсия, клубное занятие, ролевая игра, конференция и др.)) | 5 | |
4. | Информационная и языковая грамотность(корректность учебного содержания и использования научного языка, доступность изложения, навыки ИКТ, языковая культура) | 5 | |
5. | Рефлексия деятельности обучающихся на занятии | 5 | |
6. | Итоговый балл | 25 |